Для кого-то и круглая Земля, и полосатая страна, и виртуальный сайт, который нельзя потрогать, но можно почувствовать горошиной своего "я", предстают в виде пыльной комнаты, до потолка загроможденной ломаными стульями и кроватями, или красной чеховской палатки номер шесть, светящейся в арктической стуже. Другие чувствуют, что "внутри" кипит та же жизнь, что и "снаружи", просто в усыпанной искрами инетной ночи легче услышать мысли: южное небо светится огнями окон, и ты чувствуешь себя студентом из "Хромого беса" Луиса Велеса, которого нечистый вознес на верхушку собора, чтобы, сняв крыши с домов Мадрида, открыть в котлах домов скрытую кухню.
ЛП напоминает мне каплю росы, отражающую большой мир за гранью инета: цветы и крапива, кузнечики и чернозем дополняют друг дружку в экологической оправе сада, соединяясь в одном мерцающем зеркале:
"..На экране, гася близкие звезды, плыла огромная опаловая капля.
- Прекрасная планета, - сказал Инженер. - Потому мы и свернули с курса, что она такая прекрасная. Мы хотели только пролететь над ней.
- Да. Хотели только пролететь.
- Исключительный блеск. Другие планеты не такие прозрачно-чистые. Земля так просто голубая.."
"Эдем" Станислава Лема - рассказ о замкнутом мире, и невозможности что-либо изменить. Темы тоталитаризма, конформизма, проблемы (не)вмешательства в историю отсталых стран встречаются во многих знакомых с детства книжках, например, у Стругацких: тут и "Попытка к бегству", и "Трудно быть богом", и "Обитаемый остров". В комнате темнеет, и линии расплываются; глядя на странную игру парафиновых фигур за стеклом волшебной лампы, вспоминаешь заключительные слова повести польского фантаста:
"..Некоторое время они молчали. Эдем удалялся.
- Какая чистая, - сказал Координатор. - Но... знаешь... По теории вероятности следует, что бывают еще прекраснее".
(в комментах)
"Трудно быть богом" Алексея Германа, 2013